Вот такие рекомендации - если хотели бы добавить что-то или предложить свои идеи - комментируйте.
П. Романов, Е. Ярская-Смирнова
Рекомендации по проведению наблюдения

Безопасность
Имейте при себе студенческие билеты
Если вы ведете видеосъемку, аудиозапись, фиксируете что-то в блокнот – старайтесь делать это, не привлекая внимание посетителей, прохожих, полиции, службы безопасности.
Одевайтесь неброско, не выделяясь одеждой от других прохожих, посетителей
Узнайте заранее, действуют ли в данном месте ограничения на съемку, пребывание, какие-либо еще ограничения, и не пытайтесь нарушить эти правила, чтобы не провоцировать охрану, вступать с ней в спор и что-то доказывать
Помните, что первые полевые исследователи не пользовались никакой специальной техникой, кроме карандаша, блокнота и головы, что не мешало им делать меткие наблюдения, обобщения, классификации и даже вырабатывать разные теории.

Правовые аспекты
Считается, что видео- фотосъемка в так называемых публичных местах (туда, где вход не ограничен и отсутствуют специальные правила, регламентирующие поведение посетителей) не нарушает ничьих  прав и может производиться без специальных разрешения и без ограничений. Однако, в России существует множество мест, в которых действуют локальные (иногда законные – иногда незаконные) правила безопасности, о которых не оповещают посетителей, прохожих и где вводятся какие-то ограничения на фото-видеосъемку (это магазины, торговые центры, какие-то окрестности правительственных учреждений). Желательно заранее узнать о таких правилах и принять соответствующие меры. Известно, в частности, что ведение фотосъемки в метро, на вокзалах вполне официально запрещено и любой, кто этим занимается, может быть задержан полицией – тем более, что в залах метро ведется постоянное видеонаблюдение.

Выбор объекта наблюдения
В качестве объекта наблюдения следует выбирать помещения, площадки с широким доступом, в которых происходит достаточно постоянное и массированное движение людей, есть человеческие потоки и точки, где эти потоки каким-то образом сгущаются. Это могут быть, например, большие торговые центры, где есть входы в магазины, торговые точки в переходах, реклама и лотки с мороженным. Или достаточно крупная площадка, например, перед памятником – место встреч, прогулок, ожиданий, мелкой торговли. Другие возможные места наблюдения – дворы или другие площадки, где происходят регулярные и типичные практики; остановка общественного транспорта, пешеходный переход, фойе, кафе, другие пространства с досками объявлений, местами встреч, ожидания, отдыха, банкоматами, ларьками, очередями.

Ведение записей – что фиксировать
Рекомендуется заранее произвести картирование пространства на месте наблюдения, составить его план, нанести на него постоянно расположенные и временные (стенды, передвижные лотки) физические объекты. Разместите эти объекты на плане и охарактеризуйте в специальной легенде к карте (назовите их – например, книжный киоск, рекламный щит, лоток с пирожками).
Посвятите  отдельную часть своего отчета подробному описанию объектов.
Ориентируйтесь на этот план в своих описаниях социальных потоков, групп, взаимодействий – в каком направлении передвигаются наблюдаемые люди? В какой части наблюдаемого пространства стоят или сидят?
Произведите наблюдение за людьми и группами людей, которые перемещаются по наблюдаемому пространству, стараясь фиксировать внимание на характеристиках людей, их взаимодействиях друг с другом и с тем физическим пространством, в котором они находятся.
Взаимодействие с физическим пространством – как поведение людей определяется данным наблюдаемым пространством – как разделяются передвигающихся потоки людей? как пространство определяет места отдыха, ожидания,  работы (торговли)? как люди приспосабливаются к нему, чтобы удобнее ожидать, наблюдать, заниматься своими делами? Включите свою наблюдательность, старайтесь подмечать общие модели поведения и отдельные вариации.
Трудозатраты полевого исследования исчисляются  в часах наблюдений, а эффективность – в объеме, насыщенности свидетельствами и идеями для отчета, полезности
Научитесь делать систематические записи в дневнике наблюдений.
Полевые записи (заметки) – основной результат этнографического наблюдения и материал для отчета, научного вывода. Постарайтесь фиксировать в них наблюдаемые явления и мысли, относительно их причин, мотивов.
Выделяют несколько типов полевых заметок (они могут следовать друг за другом, или одни преобладать над другими, можно разместить их в таблице «что я вижу», «что я делаю и при этом чувствую», «что все это может означать» или рефлексировать последовательно в тексте)
1) Описательные (вы фиксируете явление, описываете его характеристики, внешние проявления)
2) Методологические (вы обсуждаете особенности исследовательского процесса, анализируете например, технику наблюдения, съемки, интервью – трудности, удачи, находки, рефлексию – в том числе, своих собственных эмоций, ожиданий, действий, реакций)
3) Аналитические (записывайте свои идеи на тему – а что это поведение людей означает? В чем могут заключаться в данном случае мотивы людей? Что это за типы и группы? Чем они занимаются? Какие социологические понятия и теории здесь можно использовать?)
В момент исследования желательно сознательно отделять факты наблюдение – от их объяснения, анализа, интерпретации, чтобы одно не смешивалось с другим, по мере возможности.

Анализ, интерпретация
Полевые заметки, дневник наблюдения – основной, но не единственный источник научного вывода в этнографическом исследовании. Первым разделом отчета должно быть историко-контекстуальное описание того пространства, в котором ведется наблюдение – узнайте об этом поподробнее, расспросив знакомых, покопавшись в путеводителях, интернете: как называется эта площадь и почему? Когда она получила свое название? что здесь раньше было, и как менялся ее облик? Что это за район города и чем он характеризуется (деловой центр, рабочая окраина)? Какие люди населяют этот район – и какие, чаще всего, в нем находятся, работают – рабочий люд? Когда построен этот торговый комплекс? Кому он принадлежит? На какого покупателя рассчитаны расположенные в нем магазины? Каковой они ценовой категории? Какие дополнительные функции у этого торгового центра – расположены ли в нем кинотеатр, боулинг, рестораны? Как характеризуют его посетители? Как он вписан в окружающее городское пространство?
Классификация поведенческих моделей – как люди взаимодействуют друг с другом?
Классификация моделей взаимодействия с физическим пространством, с физической средой.
Во втором разделе - попробуйте выявить повторяющиеся формы повседневных, типичных действий – как ожидают знакомых, назначив встречу? Где и как предпочитают ожидать встречи? Проводить время до встречи? Как говорят по мобильному телефону? Как организована очередь у торгового ларька и как взаимодействуют в ней люди? Как отличается поведение мужчин и женщин? Приезжих и местных? Более богатых и более бедных? Какие-либо еще внешние отличительные особенности?
В третьем разделе попробуйте найти в своем этнографическом описании такие данные, свидетельства, которые можно объяснить с использованием известных вам теоретических приемов. Например – если это система – то как она функционирует, в чем проявляются ее функции и дисфункции, каковы элементы этой системы и как они связаны? Если рассматривать это пространство как культурное пространство – то в чем состоят черты этой культуры, как они раскрываются, как встречаются и конфликтуют культуры? Можно попытаться подумать, как применимы принципы драматургической социологии И. Гофмана к поведению людей в наблюдаемом пространстве? что они позволяют понять про городского человека, про его потребление, отношение к другим, к времени? Можно ли что-то сказать о проявлениях солидарности, возникает ли какая-то коллективность, кратковременная или продолжительная? Можно ли что-то сказать о проявляющихся в повседневности доверии или недоверии, «цивильности» (civility) (учтивости, вежливости)  или неучтивости?

Общий тайминг наблюдения. В общей сложности на группу из 6 человек должно получиться не менее 4 часов и не более 6 актов наблюдения. Каждый человек должен провести не менее двух актов наблюдения примерно по часу.

Литература

См. разделы о методе наблюдения в кн. Семеновой, Штейнберга и др.
См. материалы на сайте Анны Желниной «Социологические прогулки. Город ногами социолога» http://www.urban-club.ru/
Ярская-Смирнова Е., Романов П.В. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал. № 1-2. 1998 //   http://www.socjournal.ru/article/218
Have P. T. Teaching students observational methods: visual studies and visual analysis // Visual studies. Vol. 18. № 1, 2003. P. 29-35

Теги: рекомендации включенное наблюдение